1418. Дни Великого подвига
День Победы – великий день.
Последний день войны и первый день мира.
День, когда, позади осталось самое страшное.
День, когда мечта народа огромной страны, а может и большинства стран мира, стала реальностью.
Да, День Победы – великий день.
А, позади, было 1418 дней войны.
И каждый из этих дней был днём подвига. Днём маленькой или большой победы, на фронте и в тылу, на оккупированной территории и в логове врага. Днём победы человека над страхом перед противником, перед смертью, над собственным бессилием и слабостью. И это тоже победа.
И получается, каждый из 1418 дней был днем победы, днем великого подвига.
И если пока не удалось вспомнить поименно всех погибших, то давайте вспомним о каждом отдельном дне этого переломного периода истории нашей страны, истории мира, истории человечества и каждого отдельного человека.
Впрочем, попробую перейти от пафоса к более деловой интонации.
Итак, причины написания статьи:
- Искажение, а зачастую и прямая фальсификация истории и итогов второй мировой войны;
- Возникновение противоречий, а зачастую и прямых конфликтов на территории Советского Союза, то есть внутри народа – победителя;
- Практическое незнание молодежью истории, хронологии и фактологии Великой Отечественной войны;
- Зачастую отсутствие возможности получения информации о войне в необходимом объеме и из одного источника;
- Моральное устаревание существующих исторических и историко – популяризирующих материалов о периоде второй мировой войны.
Проще говоря, та информация, которая есть, как правило, преподносится в неинтересном, трудно усваиваемом виде. Мало того, её ещё и найти надо. И существует она в каком-то фрагментарном виде. Война большинству молодых людей представляется набором отдельных, смутно вспоминаемых по названиям, битв, практически никак не связанных между собой.
А у историков – «новоделов», всё пестро, интересно, ярко. Пиар.
И, наконец, о сути моего предложения.
Создать ежедневный блок телевизионных и радийных программ, материалов в крупнейших интернет – поисковиках, посвященных Великой Отечественной войне.
Содержание – историческое и хронологическое изложение событий ВОВ, начиная с первого дня войны и далее ежедневно до дня Победы.
Первая часть могла бы выйти в эфир 22 июня 2016 года и посвящаться 22 июня 1941 года. Вторая – 23 июня 2016 года и содержать изложение событий 23 июня 1941 года и так далее. И, наконец, последняя – 9 мая 2020 года. В день 75-летия Великой Победы.
При этом просто жизненно необходимо уйти от стереотипов. Вплоть до того, что отдельные части могли бы готовиться разными творческими коллективами, и даже различными масс-медиа. Очень хотелось бы, чтоб основную роль выполнили телевизионщики. И, прежде всего, я имею ввиду белорусские, украинские и российские каналы. Начну с последних.
Так «Звезда» могла бы заняться разработкой событий войны с точки зрения военной истории, материалами о подвигах простых солдат и о судьбах героев и военачальников. Канал «Культура» – подготовить рассказ о войне с точки зрения духовной истории народа (фильмы, песни, стихи, карикатуры), о «личных врагах» Гитлера – Ефимове, Левитане и других деятелях искусства военной поры, о сбережении культурной сущности народов, живших «под немцем». ТВЦ и 5 канал могли бы не только подготовить материалы по обороне и жизни столиц, но и скоординировать работу других СМИ по этим тематикам. НТВ, РТР и «1» разрабатывать темы, посвященные отдельным крупным операциям, об оккупации и освобождении городов, регионов и стран. «Мир» – война с точки зрения жизни простого человека – солдата, труженика тыла, с точки зрения жителей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Средней Азии, Закавказья. «РТР-Планета» о жизни наших эмигрантов, о тех, кто помогал победе «бывшей» родины.
Украинские и белорусские каналы так же могли бы провести подобную работу. Города-герои Брест, Минск, Одесса, Киев, Севастополь, Керчь, партизанская война, Корсунь-Шевченковское кольцо, операция «Багратион» и многое, многое другое – это всё история Белоруссии и Украины, история бывшего СССР, а значит и каждого из нас.
А далее, как в джунглях в засуху – все разработанные материалы должны быть доступны всем другим телеканалам, и каждый формирует свою собственную концепцию ежедневного выпуска. Согласованную друг с другом, или нет – решать творческим медийным командам.
Главное – чтобы это было интересно.
Помимо демонстрации по телевидению, изготовленные материалы нужно вывесить и в интернете.
Кроме того, должны быть выпущены материалы, подготовленные в ходе этой работы в виде книг, видеокассет, DVD и CD дисков и бесплатно распространены по учреждениям образования и культуры.
Координатором проекта, равно и коллектором подготовленных материалов и информации может выступать один из трёх каналов: «Мир». «Звезда» или «Культура»
Мне кажется, что самым подходящим является канал «Мир».
Хотелось бы, чтобы в выпусках отражалось значение конкретного дня войны в судьбах отдельных людей, семей, деревень и посёлков, городов и народов, регионов России, Украины, Белоруссии и других стран. И, хотя эта программа посвящена дням военным, трагическим, наверное, необходимо рассказывать и об историях любви, комичных ситуациях, то есть о жизни людей среди войны и о войне в жизни людей.
Основные цели проекта:
- Создание цельного, полного, исторически и нравственно оцененного, хронологически точного повествования о Великой Отечественной войне;
- Воспитание подрастающего поколения нашей страны, и напоминание всем нашим гражданам о тяжёлой и славной истории своего государства;
- Противоборство попыткам очернения и принижения роли советского народа во второй мировой войне;
- Сплочения русскоязычных диаспор во всех странах мира;
- Усиление роли России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ в европейских и мировых общественных и межгосударственных институтах;
- Создание подробной и доступной «базы данных» о Великой Отечественной войне на далёкую временную и историческую перспективу;
- Создание прообраза телевизионной и электронной хроники – энциклопедии ВОВ.
Ну и самый главный вопрос – источники финансирования проекта.
Как мне кажется, данный проект в силу своей уникальности, может быть и профинансирован необычным образом – народом. Конечно, необходимо провести рекламную компанию, а на начальном этапе потребуются деньги государства. Но, мне кажется, народ откликнется, заинтересуется, а значит, будет ждать и появления передач в эфире.
И здесь самое главное – не разочаровать.
И самое сложное.
М. В. Дёмин
P.S. Когда я писал эту статью в моей голове всё время стоял один образ – картина Глазунова «Вечная Россия», а перед ней стоят нацистские бонза со скрещенными на паховой области руками (этот кадр мне запомнился по великому фильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм») и надменно рассматривают лица героев страны, которую они собираются уничтожить.
Но и с картины на них смотрят…