4. Работа
«Требуйте, вместо любви к человечеству, ненависти ко всему, что валяется на дороге и мешает идти вперед».
Александр Герцен
Общественные институты всех уровней должны быть изолированы от влияния политических, религиозных, национальных организаций на принимаемые решения. С этой целью, может быть, необходимо ввести запрет на проведение в рамках их деятельности какой бы то ни было узкогрупповой агитации. Однако, нельзя и принимать решения без учёта национальных и мировоззренческих интересов.
Что же входит в сферу деятельности институтов гражданского общества[1]?
На местном уровне Советы выполняют функции:
- Организации опросов, собраний, сходов и других мероприятий, с целью выработки согласованного мнения жителей по всему спектру вопросов, касающихся жизни района, населённого пункта, улицы или относящихся к судьбе отдельной семьи, конкретного человека;
- Защиты, в случае необходимости, интересов рядовых граждан России при их взаимодействии с судебной и исполнительной властью всех уровней, промышленными, сельскохозяйственными, коммунальными, строительными, торговыми и другими предприятиями и организациями;
- Поддержки органов местного самоуправления и контроля над их деятельностью;
- Контроля над состоянием экологии;
- Помощь правоохранительным и судебным органам в обеспечении законности и правопорядка.
Безусловно, Советы просто обречены на тесное сотрудничество с органами местного самоуправления, промышленными, сельскохозяйственными, коммунальными, строительными, торговыми и другими предприятиями и организациями, расположенными в районе их юрисдикции. Очень важно, чтобы эти взаимоотношения были партнёрскими, конструктивными, построенными на принципах «взаимопяди» (взаимоуважения, взаимопонимания, взаимосближения, взаимопомощи, взаимодействия).
В своей работе Советы могли бы опираться на те самые «основы» гражданского общества: семьи, соседства, землячества, этнические советы и диаспоры, религиозные общины.
Во взаимоотношениях с исполнительными, судебными, правоохранительными и другими властями всех уровней основной задачей местных Советов является недопущение ущемления интересов рядового гражданина страны, защита его всеми доступными законными средствами от возможного произвола.
На федеральном, территориальном и региональном уровне Земские Собрания решают следующие задачи:
- Консолидация институтов гражданского общества России и других организаций, входящих в её структуру, выработка совместных решений, согласование их с другими ЗС;
- Адаптация решений Съездов народных представителей и Совместных заседаний Верховного Совета и представителей Земских Собраний России к условиям и особенностям территорий и регионов;
- Формирование запросов в органы законодательной, исполнительной и судебной власти, контроль над их деятельностью;
- Подготовка предложений по совершенствованию институтов гражданского общества;
- Разработка проектов документов для обсуждения на Совместном заседании и Съезде народных представителей;
- Формирование и контроль над деятельностью землячеств и диаспор в других регионах России;
- Защита интересов гражданского общества, его институтов и отдельных граждан на всех уровнях государственно-правового аппарата.
Решения Земских Собраний не являются законодательными актами. Они оформляются в виде обращений.
На период между заседаниями Земских Собраний организуется рабочая группа на базе местных общественных Советов, в городах, принимающих собрания ЗС всех рангов. Именно рабочими группами, совместно с руководством Земского Собрания и Верховным Советом, на основе обращений общественных Советов, определяется список вопросов, выносящихся на сессию, проводятся рабочие встречи и совещания, конференции, в том числе выездные, посвященные той или иной теме.
В работе сессий принимают участие гласные Верховного Совета, избранные от данной ЗС. Возможно привлечение государственных и партийных деятелей, представителей федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления, национальных и религиозных лидеров
Взаимоотношения с законодательными, исполнительными и судебными властями палаты выстраивают на основе своей независимости, своих обязательств по отношению к ИГОР и рядовым гражданам России.
Функции Верховного Совета:
- Организация и координация деятельности всей структуры институтов гражданского общества России;
- Мониторинг «прохождения» запросов ОС и ЗС. Проведение мероприятий по их «реализации» в виде конкретных актов законодательных, исполнительных и судебных органов;
- Формирование повесток сессий ЗС (совместно с рабочими группами), Совместных заседаний и Съездов народных представителей;
- Организация общественной экспертизы законодательства России.
- Осуществление контроля над деятельностью законодательных, исполнительных и судебных органов, и помощь в организации этого процесса другими ИГОР;
- Представительство интересов ИГОР в законодательных органах Российской Федерации, международных общественных организациях;
- Внедрение принципов «народной дипломатии» во взаимоотношениях, как между народами и регионами России, так и в рамках евроазиатского и мирового сообщества.
Верховный Совет – постоянно действующий орган. Можно предусмотреть каникулы в зимний и летний период. Заседания Верховного Совета проводятся в Москве, но возможен выезд и в другие города.
ВС просто обязан, активно сотрудничать с Государственной Думой, Советом Федерации, Госсоветом, Конституционным Судом, Правительством России и Администрацией Президента Российской Федерации. С целью непосредственного взаимодействия, из состава Верховного Совета выделяется специальный представитель в вышеназванных органах власти. Кроме того, спецпредставители ВС закрепляются за каждым из регионов, для осуществления сотрудничества с региональными властями. При необходимости, возможно направление «послов» в другие российские и международные структуры.
Таким образом, каждый из гласных является, помимо работы в Верховном Совете, спецпредставителем ВС во властных органах или общественных организациях, при этом, изначально, оставаясь делегатом регионального, территориального или федерального Земских Собраний.
Съезд народных представителей, Совместное заседание Верховного Совета и представителей Земских Собраний России. Основные функции:
- Формирование общенациональных морально – этических норм;
- Утверждение структуры институтов гражданского общества России;
- Выражение консолидированного отношения гражданского общества России к «вызовам», возникающим в жизни страны и мирового сообщества;
- Анализ состояния общественных отношений;
- Гражданин Российской Федерации: анализ жизненных целей и приоритетов, потенциала личностного развития, проблем реализации естественных человеческих запросов, в зависимости от возраста, условий проживания;
- Экология жизни гражданина Российской Федерации, состояние и пути сохранения;
- Анализ состояния взаимоотношений с народами зарубежных стран;
- Формирование общественного наказа властям России.
А в качестве конкретных предложений хотелось бы привести некоторые мысли по поводу содержания первоочередных документов, которые могли бы быть разработаны ИГОР и приняты на 1-ом Съезде народных представителей:
- «Моральные устои гражданина Российской Федерации»;
- «Уклад гражданского общества Российской Федерации»;
- «Ценности российского народа»;
- «Принципы ассимиляции иммигрантов на территории Российской Федерации»;
- «Регулирование деятельности нетрадиционных религий на территории Российской Федерации».