Дни Великого Подвига(Концепция проекта)«О тех, кому наследуем мы, Для тех, кто наследует нам» День Победы – великий день. Последний день войны и первый день мира. День, когда, позади осталось самое страшное. День, когда мечта народа огромной страны, а может и большинства стран мира, стала реальностью. Да, День Победы – великий день. А, позади, было 1418 дней войны. И каждый из этих дней был днём подвига. Днём маленькой или большой победы, на фронте и в тылу, на оккупированной территории и в логове врага. Днём победы человека над страхом перед противником, перед смертью, над собственным бессилием и слабостью. И это тоже победа. И получается, каждый из 1418 дней был днем победы, днем великого подвига. И если пока не удалось вспомнить поименно всех погибших, то давайте вспомним о каждом отдельном дне этого переломного периода истории нашей страны, истории мира, истории человечества и каждого отдельного человека. |
Впрочем, попробую перейти от пафоса к более деловой интонации. Итак, причины написания статьи:
Проще говоря, та информация, которая есть, как правило, преподносится в неинтересном, трудно усваиваемом виде. Мало того, её ещё и найти надо. И существует она в каком-то фрагментарном виде. Война большинству молодых людей представляется набором отдельных, смутно вспоминаемых по названиям, битв, практически никак не связанных между собой. А у историков – «новоделов», всё пестро, интересно, ярко. Пиар. И, наконец, о сути моего предложения. Собственно, сам проект можно разделить на три части. Они взаимосвязаны между собой, взаимопроницаемы друг для друга, так что это деление – не больше чем условность, которая служит лишь для большей концентрации усилий на отдельных важнейших составляющих. Главное, на что направлен проект – достучаться до человека, привлечь его внимание к необходимости сохранять память о Великой Отечественной, о других событиях в истории страны. А ещё лучше, если люди начнут содействовать проекту. Начнут сами предлагать пути его дальнейшего развития.
1. Живые свидетельства Много раз встречал эту мысль – создать банк воспоминаний о Великой Отечественной войне. То есть собрать воедино все печатные, кино, фото, радио, теле, видео репортажи с рассказами её участников, с рассказами людей, живших в ту страшную и великую эпоху. Думаю, сюда можно было присовокупить и «семейные предания», те, что были переданы детям и внукам людьми того поколения. Только обязательно должно соблюдаться одно требование – все рассказы должны идти от первого лица, то есть, даже если повествование ведётся со слов деда, или отца, или бабушки, или матери – необходимо, чтобы был человек, его «воспроизводящий». Это нужно не только для проверки истинности рассказа, а для возможности сопоставления отдельных сведений и создания общей картины того, или иного события. Да, я не являюсь автором этой идеи, но считаю, что в рамках данного проекта её можно попробовать реализовать.
2. Дни Памяти В конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века в России стали популярными Дни городов, дни сёл, порою дни улиц и т.д. более чем в 90% случаев сам выбор дня проходил, не опираясь на исторические свидетельства (по причине их отсутствия), а исходя из климатических, «миграционных» и других соображений. Основная эадача – привлечь как можно больше участников. И это правильно… Подобное мероприятие помимо «идеологической», просто должны иметь и оправданную бизнес составляющую. Но, всё-таки, некоторая искусственность таких дат немного смущает. Вообще, у нас с историей – беда полная. Настолько политизирован даже сам подход к ней, что порой становится абсолютно непонятно, а есть ли вообще что-либо непререкаемое в истории. И, вот когда я мысленно сформулировал этот вопрос для самого себя, то как-то сразу стал ясен ответ – события Великой Отечественной. И появилась мысль, а почему бы не отмечать, наряду, с весёлыми и шумными Днями городов – Дни памяти, посвящённые событиям того Великого периода в истории нашей страны. Это как один из «обязательных» тостов в русском застолье: «За тех, кого с нами нет». Нет, и сейчас во многих городах и сёлах происходят мероприятия, посвящённые Дням освобождения или Дням сопротивления. И ведь это здорово. Значит, люди помнят об этих событиях. Но, а разве только в этих местах творилась победа. А как же, тыл, с его бессонным, на грани выживания, трудом стариков, женщин и, порою, детей. Разве он не достоин памяти? Так почему же в Челябинске, Омске, Алма-Ате, Ташкенте, других городах и весях не установить свои Дни Памяти. А когда в сёла и деревни приходили похоронки сразу на несколько погибших? Думаю, практически в каждом населённом пункте бывшего Советского Союза можно выбрать такой день – День памяти. И пусть это будет не такой яркий и шумный праздник, а гордый и светлый день воспоминаний о тех, кто отдавал свои силы и жизни во имя будущего, во имя нас. И пусть это будет общим и святым днём, Днём памяти – ещё одним праздником. И, если уж зашёл разговор о Днях Памяти в городах и сёлах, то почему бы не попробовать внедрить эту традицию в семьи. Действительно, в каждой семье наверняка найдётся событие, поступок предка, подвиг города или села, о котором нужно, чтобы знали их дети. И пусть в этот день поминают не только непосредственных участников, но и всех предков. Думаю, это позволит сплотить и семьи, да и Россия станет прочней, да и для потомков появится конкретный и осязаемый ориентир в жизни. Только не надо никому ничего навязывать, думаю, эта традиция способна прижиться сама, равно как и выбор такого дня, каждая семья может сделать самостоятельно. Это и дополнительные скрепы и для семьи, и для сёл и городов, и для всей страны, и для всего постсоветского пространства.
3. Мосты сквозь время Хроника-энциклопедия Великой Отечественной Войны Создать ежедневный блок телевизионных и радийных программ, материалов в крупнейших Интернет – ресурсах, посвященных Великой Отечественной войне. Содержание – историческое и хронологическое изложение событий ВОВ, начиная с первого дня войны и далее ежедневно до дня Победы. Первая часть могла бы выйти в эфир 22 июня 2016 года и посвящаться 22 июня 1941 года. Вторая – 23 июня 2016 года и содержать изложение событий 23 июня 1941 года и так далее. И, наконец, последняя – 9 мая 2020 года. В день 75-летия Великой Победы. При этом просто жизненно необходимо уйти от стереотипов. Вплоть до того, что отдельные части могли бы готовиться разными творческими коллективами, и даже различными масс-медиа. Очень хотелось бы, чтоб основную роль выполнили телевизионщики. И, прежде всего, я имею ввиду – белорусские, украинские и российские каналы. Начну с последних. Так «Звезда» могла бы заняться разработкой событий войны с точки зрения военной истории, материалами о подвигах простых солдат и о судьбах героев и военачальников. Канал «Культура» – подготовить рассказ о войне с точки зрения духовной истории народа (фильмы, песни, стихи, карикатуры), о «личных врагах» Гитлера – Ефимове, Левитане и других деятелях искусства военной поры, о сбережении культурной сущности народов, живших «под немцем». ТВЦ и 5 канал могли бы не только подготовить материалы по обороне и жизни столиц, но и скоординировать работу других СМИ по этим тематикам. НТВ, РТР и «1» разрабатывать темы, посвященные отдельным крупным операциям, об оккупации и освобождении городов, регионов и стран. «Мир» – война с точки зрения жизни простого человека – солдата, труженика тыла, с точки зрения жителей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Средней Азии, Закавказья. «РТР-Планета» о жизни наших эмигрантов, о тех, кто помогал победе «бывшей» родины. Украинские и белорусские каналы так же могли бы провести подобную работу. Города-герои Брест, Минск, Одесса, Киев, Севастополь, Керчь, партизанская война, Корсунь-Шевченковское кольцо, операция «Багратион» и многое, многое другое – это всё история Белоруссии и Украины, история бывшего СССР, а значит и каждого из нас. А далее, как в джунглях в засуху – все разработанные материалы должны быть доступны всем другим телеканалам, и каждый формирует свою собственную концепцию ежедневного выпуска. Согласованную друг с другом, или нет – решать творческим медийным командам. Главное – чтобы это было интересно. Помимо демонстрации по телевидению, изготовленные материалы можно было бы вывесить и в интернете. Кроме того, должны быть выпущены материалы, подготовленные в ходе этой работы в виде книг, видеокассет, DVD и CD дисков и бесплатно распространены по учреждениям образования и культуры. Хотелось бы, чтобы в выпусках отражалось значение конкретного дня войны в судьбах отдельных людей, семей, деревень и посёлков, городов и народов, регионов России, Украины, Белоруссии и других стран. И, хотя эта программа посвящена дням военным, трагическим, наверное, необходимо рассказывать и об историях любви, комичных ситуациях, то есть о жизни людей среди войны и о войне в жизни людей. Акция «Факел памяти» Очень часто видел эти кадры – марширующие в строю, в колоннах, в виде свастики сотни эсесовцев с факелами в руках. И, как мне кажется, этот фашистский факел может послужить символом борьбы с нацизмом, как ещё одно напоминание о тех страшных днях. Предлагаю организовать акцию, под рабочим названием «Факел памяти». Акция должна начаться с зажжения факелов в Бресте, и других городах и сёлах, первыми столкнувшимися с фашистской агрессией, в 4 утра 22 июня 2016 года, и далее они будут как бы «продвигаться», зажигая новые по принципу эстафеты от одного населённого пункта, к другому, по той части территории бывшего Советского Союза, которая была оккупирована. Этот огонь должен храниться в городе или селе всё «время оккупации», как напоминание о тяжёлых испытаниях, доставшихся на долю предков. Факела будут гаситься по мере «освобождения» территории СССР в реках, озёрах, морях или других водоёмах. В Черном Море у Новороссийска, Керчи, Севастополя, Одессы. В Дону у Ростова. В Днепре у Киева, Смоленска и Могилёва. В Свислочи у Минска. В Балтике возле Калининграда. Последние факела будут погашены 9 мая 2020 года в Берлине (в Шпрее) и Праге (во Влтаве), тем самым, знаменуя победу добра над злом. Фестиваль песни «Эстафета подвига» Предлагаю в период с 22 июня 2016 года по 9 мая 2020 года провести песенно-музыкальный фестиваль «Эстафета Подвига». Программу фестиваля можно было бы разбить на 250 концертов, которые могли бы быть проведены в различных населённых пунктах бывшего Советского Союза. Эти мероприятия могли бы проводиться раз в неделю, и каждый день в периоды с 1 по 9 мая 2017, 2018, 2019, 2020 годов. Ещё 12 концертов можно было бы посвятить памяти наиболее значимых событий Великой Отечественной Войны. Начало фестиваля – в Бресте (Белоруссия) концертом под названием «Вставай страна огромная». Окончание – концертами в столицах и городах-героях 9 мая 2020 года под названием «День Победы». Приведу названия лишь некоторых концертов, что могли бы пройти: «Живые и мёртвые» в Могилёве 30.07.2016 (день оккупации); «У Черного моря» в Одессе 03.09.2016 (начало обороны Одессы); «Я люблю этот город» в Санкт-Петербуге 10.09.2016 (начало блокады Ленинграда); «Шёл в атаку яростный 41-й год» в Москве 19.11.2016 (прекращение немецкого наступления под Москвой)…. Сознательно не стал приводить подробное изложение всего своего варианта, дабы не навязывать его, хотя в нём и «Прощайте скалистые горы» (Севастополь), и «Горячий снег» (Волгоград) и другие «сами собой разумеющиеся» возможные мероприятия. Очевидно, что часть концертов должна проходить и в «столице-дублёре» Самаре, и в Казани, Баку, Челябинске, Омске, Екатеринбурге, Алмааты, Тошкенте, и во многих других городах, ставших во время войны надёжным тылом для фронта. Фестиваль фильмов «Прикосновение» Это ещё одна акция, призванная установить «мосты сквозь время». Попытаться из 2016-го года посмотреть глазами кинематографистов на 1941-й. Из 2017-го на 1942-й, и так далее. Открыть такой фестиваль фильмов о войне можно было бы демонстрацией 22 июня 2016 года в 4 часа утра по центральным каналам стран СНГ фильма М. Рома «Обыкновенный фашизм». И далее показывать фильмы, которые бы наиболее полно отражали ситуацию, складывавшуюся на фронтах Великой Отечественной, если мысленно спроецировать их сюжет на современность. Периодичность демонстрации фильмов фестиваля, во многом, зависит от телевизионных, а возможно, и кинопрокатных ресурсов, которые удастся привлечь. И, соответственно, трудно определить – сколько, и какие именно фильмы можно было бы включить в фестивальный показ. Ясно одно, что «рассказ» о начале войны невозможен без «Живых и мёртвых», о лете 1942 года – без «Они сражались за родину». И так далее: зима 42-43 – «Горячий снег», лето 43-го – «На войне, как на войне». А, кто может лучше рассказать об освобождении Киева, чем «Батальоны просят огня». Собственно, эту «ретроспективу» можно было бы продолжить, да и изложить её в более систематизированном виде. Но, как мне кажется, сейчас самое главное – осветить максимально ясно замысел проекта, не углубляясь в детали. Тем более, несмотря на наличие авторских проработок, наверняка, реальная ситуация будет вносить в первоначальные планы свои коррективы. Завершить фестиваль тоже можно было бы 9 мая 2020 года. При этом, в качестве завершающего фильма видятся и «Освобождение», и «Шесть часов вечера после войны».
4. Организационная часть проекта Прежде чем приступать к вопросу организационного оформления проекта нужно определиться: с целями, которые перед ним стоят, с проблемами, которые наверняка возникнут при его осуществлении, с аудиторией, которой он адресован, с участниками, которых хотелось бы привлечь к сотрудничеству.
Цели проекта: Живые свидетельства. Создать банк «живых свидетельств» о Великой Отечественной. Банк должен состоять как из письменных свидетельств, кино, фото, видео, радио и телевизионных репортажей фронтовиков, ветеранов и других непосредственных «участников» этих событий, так и семейных «преданий», сохраняющих в себе память о прошедшей великой войне. Это людская память о великих сражениях и рядовых судьбах, о всеобщей беде и горе отдельного человека, о всенародной победе и преодолении самого себя, составляемая из рассказов о больших и малых, боевых и трудовых подвигах. Когда совершавшие их и не подозревали, что они творят величайшую победу в истории, а просто жили изо всех сил (война – это ведь тоже жизнь) и делали всё, что могли, иногда и чуть больше. Главное условие – эти рассказы должны идти от первого лица. Главная цель – сохранить и сделать доступными как можно большему числу людей крупицы неангажированной, неполитизированной правды о страшном и великом времени и его героях.
Мосты сквозь время. Провести в период, начиная с 22 июня 2016 года, по 9 мая 2020 года акции: Телевизионная и интернет хроника Великой Отечественной «Дни Великого Подвига»; Акция «Факел Памяти» Фестиваль песни «Эстафета подвига»; Фестиваль фильмов «Прикосновение». Разместить её на электронных и бумажных носителях. Сделать её доступной библиотекам и образовательным учреждениям. Хотелось бы, чтобы этот массив информации создавался и распространялся как в России, так и в других постсоветских и постсоциалистических странах, возможно зона действия этого мероприятия должна быть ещё шире. Если в двух словах описать цель предлагаемых акций – установить своеобразные «мосты сквозь время»: посвятить каждый из дней этого периода воспоминанию о соответствующем дне военной поры. Так, 22 июня 2016 года посвящается памяти 22 июня 1941 года, 23 июня 2016 года - событиям 23 июня 1941 года, и так далее до 9 мая 2020 года, как день воспоминания о Дне Победы – 9 мая 1945
Дни Памяти. Идея Дней Памяти состоит в том, чтобы память о Великой Отечественной войне, на время, перестала быть общей для всех, а как бы дезинтегрировалась до отдельного населённого пункта, до отдельной семьи, до отдельного человека. Чтобы у каждого был свой День памяти о войне. Чтобы каждый понимал – это, если не его Победа, то Победа во имя того, чтобы он жил… И уже из этих нитей «малых Дней Победы» ткалось большое полотно памяти о Великой Отечественной. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Предполагаю, что проект должен оставаться единым целым. И, хотя основное «приложение усилий» запланировано на 2016-2020 годы, и в период до, и после окончания «ударных лет» он вполне работоспособен, и должен быть весьма востребован, ведь основными его составляющими являются Живые свидетельства и Дни памяти – направления на многие и многие годы. Тем более, что фестивали и акции «Моста сквозь время», наряду с его собственной огромной пользой, с точки зрения воспитания патриотизма, с точки зрения преодоления деструктивного воздействия апологетов перевирания истории, может вполне послужить в качестве рекламной поддержки для двух других разделов проекта. Да, необходимо создать инициативную группу, организоваться. Причём, желательно, чтобы в эту группу входили люди из разных уголков России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана. Конечно, хотелось бы, чтобы нашлись сподвижники и в Молдавии, Литве, Латвии, Грузии, Эстонии, Армении, Азербайджане, Сербии, Польше, Германии, других странах. Привлечь волонтёров, попробовать добиться политической поддержки, причём не только в России, но постараться не допустить диктата со стороны власти. Но проект, безусловно, не должен замыкаться сам на себя. Предполагается налаживание взаимодействия с другими «родственными» структурами, такими, как ветеранские, поисковые и многие другие организации, в том числе и политической направленности. Да и неформализованное сотрудничество с обычными людьми, разделяющими идеи проекта, наверняка, принесёт много интересных результатов. Ну и один из главных вопросов – источники финансирования проекта. Как мне кажется, данный проект в силу своей уникальности, может быть и профинансирован необычным образом – народом. Конечно, необходимо провести рекламную компанию, а на начальном этапе потребуются деньги государства, или частных спонсоров (последнее возможно, но крайне нежелательно, дабы не искушать «меценатов» употребить влияние на проект в свою пользу). Но, мне кажется, народ откликнется, заинтересуется, а значит, и основные средства будут народными, и он сам будет ждать и появления передач в эфире, и новых концертов, и отслеживать появление фильмов. А вот без политической поддержки государства не обойтись. Если организаторам придётся выстраивать свои взаимоотношения с административными ресурсами, телеканалами, радиостанциями без наличия поддержки своих идей со стороны государства – боюсь, финансирование будет тратиться не только по прямому назначению, но, как показывает опыт, и на преодоление чиновничьих и бизнес препон.
5. Осмысление предложений Так уж получилось, что замысел этого проекта родился два с лишним года назад. И автор тогда счёл, что его реализация, ввиду сложности и объёмности задач, возможна только в рамках некоей государственной «воли». Но, надежды, как это часто у нас бывает, не оправдались. Мои письма в адрес первых лиц государства, как обычно, спустились по ступеням властной лестницы, о чём свидетельствуют ответы из различных властных инстанций. Не могу сказать, что эти идеи были совсем не замечены. Напротив, они были даже частично реализованы (правда, без участия инициатора). Самое интересное, что, и в таком усечённом виде, оказались интересны. Но, считаю, основной упор всё же нужно делать на комплексности. А в первоначальном предложении просто не было многих из разделов. Впрочем, останавливаться на этом сейчас не хочу, история с «эпистолярными» взаимоотношениями с сильными мира сего и авторскими неутешительными выводами по поводу взаимодействия с ними не есть предмет рассмотрения в рамках данного материала. Главное был сделан вывод. Буду делать сам. И, как показывает время, уже далеко не один. Поскольку нашлись и многие сподвижники. Надеюсь и на прибавление в сём полку. Короче, работа – началась. И здесь самое главное – не разочаровать. И самое сложное. Но, нужно начинать…(С) М. В. Дёмин P.S. Когда я писал этот текст, в моей голове всё время стоял один образ – картина Глазунова «Вечная Россия», а перед ней стоят нацистские бонза со скрещенными на паховой области руками (этот кадр мне запомнился по великому фильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм») и надменно рассматривают лица героев страны, которую они собираются уничтожить. Но и с картины на них смотрят…
|